Банкротство Юридических лиц

Услуги юриста в Алматы - Услуги бухгалтерского обслуживания в юридической компании Бюрократ
Бизнес умер, а кредиторы живее всех живых…

Согласно действующему закону № 67-1 от 21 января 1997 года «О банкротстве» в Республике Казахстан понятие банкротство определяется как, признанная решением суда несостоятельность должника, которая является основой для его фактической ликвидации. Это определение в первую очередь раскрывает юридическую сторону процедуры банкротства в Казахстане.

На данный момент в республике ситуацию с процедурой банкротства понимают преимущественно с правовой точки зрения так, как фактических экономических разработок на данный момент нету. 

 Закон «О банкротстве» в такой ситуации является практически единственным документом, который систематизирует процедуру банкротства. При этом правовой институт не может раскрыть в полном объеме все происходящие экономические явления и процессы.

В экономической науке процедура банкротства не является самостоятельной. Она разбита на части. Это дает почву для слабой научной базы, что в свою очередь ведет к недостаточно эффективной практике банкротства с правовой точки зрения.

Виды банкротства предприятий в Казахстане

Согласно законодательной базе в республике выделяют несколько видов банкротства организаций, а именно:

  • реальное банкротство;
  • временное (условное) банкротство;
  • преднамеренное банкротство;
  • ложное банкротство.

Регулирование процедуры банкротства предприятий в РК

При возникновении кредитно-денежных отношений между должником и его кредитором иногда могут возникать разногласия и конфликтные ситуации. Их разрешением занимается юридический институт банкротства. На сегодняшний день он является одним из наиболее сложных и актуальных областей гражданского права республики Казахстан. Главной функцией его работы является регулирование различного рода имущественных отношений между физическими и юридическими лицами, которые ведут предпринимательскую деятельность на территории государства. С этой точки зрения предпринимательство растолковывают как некую форму хозяйствования, которая не только подразумевает извлечения прибыли от своей деятельности, но и таит в себе риски неоплаты долгов.

Процедура банкротства и механизмы его осуществления

Согласно действующей законодательной базе Казахстана признаком банкротства компании является её неплатежеспособность. Это означает что она не в состоянии ответить по своим обязательствам перед кредиторами. Если должник не начинает в течении 3-х месяцев исполнять свои обязательства, а сумма долга в совокупности составляет не менее 150-ти месячных расчетных показателей, то процедура банкротства и дело, созданное по ней рассматривается в суде.

Существуют некоторые положения в законе, которые не распространяются на частных предпринимателей. Это сильно влияет на их процедуру банкротства. Вместо них для регулирования производства по делам банкротства юридического лица существуют другие нормы и законы, а именно закон от 25 января 2008 года «О частном предпринимательстве», закон от 1998 года «О естественных монополиях» и принятый в 2007 году Экологический кодекс РК.

Эти правила действуют на сельскохозяйственные и горнодобывающие предприятия, а также на компании, которые являются монополиями, в

Согласно действующему закону № 67-1 от 21 января 1997 года «О банкротстве» в Республике Казахстан понятие банкротство определяется как, признанная решением суда несостоятельность должника, которая является основой для его фактической ликвидации. Это определение в первую очередь раскрывает юридическую сторону процедуры банкротства в Казахстане.

На данный момент в республике ситуацию с процедурой банкротства понимают преимущественно с правовой точки зрения так, как фактических экономических разработок на данный момент нету.

ажными стратегическими объектами или градообразующими на определенном рынке. Правила отнесения юридических лиц к этим категориям сложны и не всегда понятны, но очевидно то, что государство имеет право вмешаться в дело о банкротстве компаний в большинстве случаев. Вмешательство может происходить как на уровне местных органов власти, так и на уровне центрального правительственного аппарата. Это зависит от масштабов деятельности должника. В таком положении дел государство в первую очередь будет помогать должнику выбраться из трудного положения и лишь потом защищать права кредиторов.

К производственным делам, в соответствии с законом применяются 3 различные процедуры банкротства, а именно:

  • внешнее наблюдение (от 3 месяцев до одного года);
  • реабилитационная процедура (до трех лет с возможностью продления на 6 месяцев);
  • ликвидация (от 9 месяцев до одного года).


Они не следуют одна за одной в обязательном порядке. Некоторые могут вообще не применяться к должнику. Внешнее наблюдение может привести как к реорганизации, так и к ликвидации предприятия. Тоже самое может произойти и при реабилитации. Дело о банкротстве фирмы может заводиться добровольно и принудительно. Прокурор имеет право обратиться с ходатайством в суд о признании компании банкротом, если он выявил признаки преднамеренного банкротства в чьих-нибудь интересах. Кредитор имеет право отправить на рассмотрение суда заявление о признании организации банкротом, если тот в течении 3 месяцев не выполнил своих обязательств, а общая сумма задолженности составляет не менее 150 месячных расчетных показателей. Для кредиторов юридических лиц эта сумма составляет не менее 1000 месячных расчетных показателей, а для индивидуальных предпринимателей не менее 300.

При подачи заявления кредитором в комитет по банкротству фирм Министерства финансов РК, тот может ввести процедуру внешнего наблюдения сроком от 3-х месяцев до 1 года, если фирма не платежеспособна, а также если не менее 3-х кредиторов дали согласие на применение этой процедуры.

Когда вводиться наблюдение должностные лица организации-должника не имеют право отчуждать принадлежащие им акции, а также свою собственность, находящуюся в имуществе этой компании. Кредитор же не имеет права предъявлять должникам требования, которые выходят за рамки внешнего наблюдения.

На весь период проведения процедуры руководители компании-должника продолжают свою работу исключительно под надзором администрации комитета от Минфина Казахстана. Все сделки должны согласовываться с администрацией.

Когда происходит процедура банкротства в целях обеспечения интересов кредиторов при наблюдении создается специальный Комитет кредиторов. Он ведет контроль работы администрации от Минфина. В состав этого комитета входят:

  • кредиторы, которые подавали заявление о применении процедуры внешнего наблюдения;
  • налоговые органы при наличии у должника задолженностей по налогам и другим обязательствам;
  • залоговые и конкурсные кредиторы с наибольшими сумами требований к должнику.

При банкротстве организации применяется также реабилитационная процедура. Она вводиться судом при подаче заявления от должника, его кредиторов, других заинтересованных лиц, а также при согласии Комитета кредиторов и Комитета по работе с банкротством фирм республики Казахстан. В законе «О банкротстве» нет уточнений, какие именно кредиторы и заинтересованные лица могут подавать соответствующее заявление. Вместе с ходатайством должна подаваться финансовая отчетность за 3 года и финансовая отчетность на момент составления плана реабилитации, план реабилитации предприятия банкрота, согласие кредиторов в письменном виде по обеспеченным обязательствам на более чем 50% от общей суммы задолженности, а также согласие кредиторов по необеспеченным обязательствам на более чем 50% от общей суммы задолженности.

Когда происходит банкротство организации процедура реабилитации вводиться только до начала ликвидации. Её главной целью является предотвращение ликвидации и восстановление платежеспособности компании банкрота. План реабилитации одобряется государственным Комитетом по работе с банкротством фирм и несколькими членами Комитета кредиторов. Затем документ утверждают в суде. Реабилитация происходит в течении 3-х лет. В некоторых случаях она может быть продлена еще на 6 месяцев.

С того момента, когда вводятся в действие реабилитационный план, должник обязан удовлетворить все его требования и срок исполнения. В худшем случае процесс реабилитации может стать предшественником ликвидации предприятия банкрота. При вынесении вердикта суда, признающее банкротство юридического лица, который владеет предприятием, в силу вступает процедура ликвидации, то есть конкурсное производство. Оно включает в себя продажу имущества и распределение между кредиторами вырученных сумм согласно процентным владениям в компании должника.

Организацией этого процесса занимается ликвидатор, которого назначают в Комитете от Минфина. Срок проведения ликвидации составляет не более 9 месяцев, но в некоторых случаях он может продлиться еще на 3 месяца. В обеспечение требований кредитора юридического лица-банкрота могут передаваться облигации, деньги, акции и другие ценные бумаги, а также товары, находящиеся в обороте и права на собственность. В республике имеется централизованная система государственной регистрации залогов движимого и недвижимого имущества так, что заимодатели и другие лица могут запросто установить не находиться ли передаваемое имущество уже заложенным. Также это позволяет установить в какой поочередности удовлетворяются требования при банкротстве юридического лица.

Правовой режим устанавливает ряд оснований для признания недействительными определенных видов сделок, когда происходит банкротство предприятия. К их числу относятся сделки, которые совершались должником после начала процедуры банкротства организации, где есть признаки наличия преимущества одного кредитора над другим, а также те сделки, которые могут быть аннулированы по ряду оснований согласно ГК РК и других законов. Не стоит также забывать о том, что при заявлении кредиторов конкурсные и реабилитационные управляющие обязаны требовать возврата имущества компании-банкрота, которые передавались кредитору в течении 3-х лет от периода возбуждения дела о банкротстве юридического лица, если это было сделано в ущерб другим кредиторам.

Согласно действующему закону, когда происходит банкротство компании, все судебные и административные расходы оплачиваются должником вне очереди. Законодательством республики различается поручительство и гарантия. Гарант отвечает перед кредитором так же, как и обанкротившееся юридическое лицо. Поручитель организации-банкрота должен отвечать перед его кредиторами субсидиарно. Когда происходит банкротство предприятия гарантом или поручителем может выступать банк.

Поручительство и гарантия на банкротство компании прекращаются по истечению их срока действия. Если такого срока не предусмотрено, то оно прекращается если в течении года после выполнения обязанностей кредитор не подал заявление в суд на поручителя или гаранта. Когда такой срок не указан и не может быть определен, то поручительство и гарантия прекращаются если в течении 2-х лет после заключения договора кредитор не подал заявление в суд на поручителя или гаранта.

В республике Казахстан, когда происходит банкротство организации, требование залоговых кредиторов может обеспечиваться различным видом имущества должника, кроме того, которое не возможно проверить через централизованную систему регистрации залогов.

Банкротство юридического лица подразумевает его несостоятельность в возмещении обязанностей кредиторам. В этом случае права конкурсных и залоговых кредиторов могут несколько ущемляться. Это происходит в таких случаях:

  • когда банкротство юридического лица сделано преднамеренно;
  • при государственном вмешательстве в весь процесс банкротства.

Во-второй ситуации правительство рассматривает банкротство фирмы, как способ проведения в ней реформ, направленных на решение проблемы. Но эти реформы далеко не всегда позволяют повысить защиту кредиторов в аспекте возвращения им вложенных средств. Именно поэтому банкротство фирмы, проведенное согласно законодательству, очень часто не обеспечивает интересы кредиторов на все 100%.


Если у вас остались вопросы, то вы всегда можете заказать бесплатную консультацию по телефону и мы перезвоним вам сами или написать нам ваш вопрос через Telegram или  WhatsApp. Наши юристы обязательно вам помогут!!!


BUROKRAT